После окончания теоретического курса обучение продолжается в виде практических семинаров, на которых студенты Института классической гомеопатии непосредственно в клинической практике учатся применять изученные методики базового кластера гомеопатической медицины и изучают характерные особенности патогенетического действия различных групп «спецификов». Такая практика объясняется тем, что основным и обязательным требованием к любой терапевтической методике, используемой в клинической практике, является ее обоснованность и доказательность. Под обоснованностью понимается возможность выявления и четкой идентификации имеющегося у пациента патологического состояния, т.е. предмета изучения науки медицины, а доказательность – возможность четкого прогнозирования изменения симптомов патологического состояния в процессе лечения.
Выбор конкретной методики гомеопатической терапии всегда определяется только клинической формой имеющегося заболевания и прежде чем лечить врач-гомеопат в соответствии с первым положением §3 «Органона» обязан сперва «…определить в точности, что должно лечить в каждом данном случае (распознавание болезни, показание)», т.е. врач-гомеопат сперва обязан поставить диагноз и только на основе поставленного диагноза подбирают необходимое для излечения специфически действующее лекарственное средство (обоснованность терапевтической системы), так как только клиническая форма заболевания определяет группу «наиболее замечательных, самостоятельных, редких и характеристических» симптомов (§153) указывающих на необходимое для излечения специфически действующее лекарственное средство. В противном случае у врача-гомеопата просто не будет объективного критерия для выбора «специфика».
Правильность поставленного диагноза всегда проверяется клинической практикой, и врач-гомеопат обязан сделать прогноз лечения (доказательность терапевтической системы), так как, в противном случае, у него просто не будет объективного критерия для оценки процесса лечения. В гомеопатии в этом случае говорят о принципе достоверности, который отражает характерное свойство фармакологического действия «спецификов» — при разных клинических формах одного и того же заболевания у пациента будет одинаковый набор симптомов, но последовательность появления симптомов нозологической единицы будет различной и, соответственно, точно такой же будет последовательность появления симптомов нозологической единицы при патогенетическом испытании необходимого для излечения «специфика». Эта характерная особенность фармакологического действия «спецификов» и легла в основу научного прогноза заболевания при гомеопатическом лечении — группа «наиболее замечательных, самостоятельных, редких и характеристических» симптомов распределяется в хронологической последовательности их появления при развитии заболевания и в процессе лечения эти симптомы должны исчезать в обратном порядке.
Эта закономерность лежит в основе определения термина similium: «Similium – лекарственное средство, при назначении которого симптомы патологического состояния исчезают в порядке, обратном их появлению при развитии заболевания». Данное определение, во-первых, точно отражает характерную особенность наблюдаемого явления (исчезновение симптомов патологического состояния в определенном порядке) и, во-вторых, дает четкое указание на правильность использования термина «similium» в клинической практике: расположив симптомы патологического состояния в хронологическом порядке их появления, врач-гомеопат по последовательности их исчезновения после приема гомеопатического лекарственного средства может объективно определить, является ли назначенное средство similium в данном конкретном клиническом случае.
Принцип достоверности позволяет рассматривать последовательность исчезновения группы «наиболее замечательных, самостоятельных, редких и характеристических» симптомов как аналог патогенетического испытания и использовать прогноз процесса лечения для изучения характерных особенностей патогенетического действия различных групп «спецификов». Эта специфическая особенность изучения гомеопатической Materia Medica отражена во втором положении §3 «Органона» гласящему, что врачу-гомеопату для успешной клинической практике необходимо «… знать целительные свойства различных лекарств (лекарствоведение)».
Таким образом, принцип достоверности объективно показывает способность врача-гомеопата правильно интерпретировать наблюдаемые в клинической практике явления, т.е. объективно демонстрирует уровень его профессионализма и во время учебного процесса преподаватель, разбирая клинический случай, обязан, во-первых, четко указать группу «наиболее замечательных, самостоятельных, редких и характеристических» симптомов (§153) имеющегося патологического состояния (обоснованность терапевтической методики) и, во-вторых, объективно доказать правильность выбора лекарственного средства четко спрогнозировав последовательность исчезновения этой группы симптомов патологического состояния в процессе лечения (доказательность терапевтической методики). Делая прогноз заболевания, преподаватель обязательно указывает общие характерные особенности патогенетического действия отдельной группы «спецификов», к которой относится назначенное лекарственное средство.
Неумение правильно поставить диагноз и четко спрогнозировать последовательность исчезновения симптомов патологического состояния в процессе лечения свидетельствует о профессиональной несостоятельности врача, называющего себя гомеопатом, так как в этом случае, не умея из-за собственной безграмотности правильно интерпретировать наблюдаемые феномены, он выбирает лекарственное средство методом «научного тыка» по принципу «авось, поможет», а результаты лечения оценивает субъективно по принципу «я так считаю».